Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Коллекция Е.Н. Казаковой, первого педагога по росписи в нашем колледже

А я люблю Сызрань… я вообще жить люблю!

Казакова Е.Н. (Гордеева)    

Музыку и стихи можно разложить на слова, слоги, ноты. А как разложить движение кисти художника? Мы видим только часть ее, мазок, прикосновение к холсту, дереву, бумаге.  А зритель сам домысливает, выстраивает ассоциации, соприкасается душой с творчеством художника.

Начавшая с Холуйской миниатюрной живописи Елена Николаевна  окончила Липецкий учебно-опытный комбинат по квалификации художник миниатюрной росписи. В Детской художественной школе работала с 1997 года - десять лет.

Она стояла у истоков нового для Сызранского колледжа искусств отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». За это время эта фантазерка и очень трудолюбивый человек  сформировала свою школу декоративной росписи. Сдержанность обучаемых ею юных художников, в рамках данной формы самовыражения,  и трудоемкость процесса изготовления филигранных росписей по дереву заслуживают почтения и пристального внимания. Исторический и эстетический контакт преподавателя и ее детей с русским народным творчеством вообще, и с творчеством Сызрани, в частности, стали одним из главных принципов «Школы декоративно-гуашевой  росписи Елены Казаковой».

"Я считаю, что педагог, взявший воспитывать в ребенке созидательную творческую личность, ибо это творчество важно и интересно, должен быть и сам таким же. Если самому не жить творчески, нельзя воспитывать и вкус к творчеству". Это ее девиз и цель в жизни.

В пояснительной записке к своей авторской программе по предмету «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства по виду Художественная роспись по дереву» и «Декоративно-прикладное искусство» Елена Николаевна пишет: "Главным отличием моих работ,  от общепринятых миниатюр является то, что вместо дорогостоящих темперной краски и сусального золота, моей рабочей краской стала обыкновенная гуашь, слегка подтворенная в баночке.  Она доступна, и зная секреты техники и свойства гуаши, можно создать свою, неповторимую  по красоте и изобразительности, работу, наполненную детской непосредственностью и естественной простотой исполнения. Что и позволяет художнику почувствовать себя творцом". 

Ее программы рецензировали и вынесли высокую оценку профессор кафедры гуманитарных дисциплин, к.и. н. директор Сызранского краеведческого музея Геннадий Евгеньевич Рябов, член союза дизайнеров РФ, преподаватель кафедры искусство интерьера Московского государственного университета сервиса Малыгина Елена Анатольевна;  Лауреат Всероссийских и Международных выставок; Руководитель народной изостудии «Радуга» Москва; Член СХ России секция живописи и графики; Лауреат Всероссийской выставки Народного Хозяйства дважды Лауреат Российской Академии Художеств Алексей Алексеевич Клейденс. 

Елена Николаевна стала Дипломантом Х регионального конкурса профессионального мастерства "Учитель года. Самара" за авторский программно-методический комплекс по предмету "Декоративно-гуашевая роспись".

Создание учебных программ для самых маленьких художников от 5 до 19 лет, учеников художественной школы от 10 до 15 лет, студентов колледжа искусств от 15 до 19 лет потребовало больших усилий. Ведь кроме педагога, она здесь выступила в роли психолога, методиста, менеджера. Пришлось доказывать себе, коллегам, родителям, что и в самом юном возрасте 5 лет ребенок может создать произведение искусства.

Для особо одаренных учеников была создана программа, обучающая самым сокровенным тайнам мастерства художника лаковой миниатюры - иконописи. Это позволило ее ученикам самореализоваться в жизни и творчестве.

«Процесс познания материала, подчинение его собственной логике и радость от небольших, но всегда заметных и потому существенных побед, ощущение, что с каждым занятием известно больше и можно сделать больше и лучше,- все это приносит глубокое удовлетворение», - писала она.

Как у учителя, в работах ее учеников трепетное видение мира, яркость красок, тщательность в прописи деталей Сызранской архитектуры, волжских волн, родной природы. 

А как интересны и занимательны сюжеты жизни наших горожан: праздники и будни; посиделки и чаепития. Фантазия ребенка превращает картину в волшебный мир.

Ученики Казаковой – победители, дипломанты и лауреаты фестивалей и конкурсов: Московского Международного форума «Одаренные дети», Международного фестиваля детского творчества «Подводные фантазии» (Донецк Украина), Международного фестиваля художественного творчества «Мир вокруг нас» ЮНЕСКО; Международного конкурса детского изобразительного творчества «Волна фантазий" (Сочи); Международного художественного фестиваля молодых дарований «Жигулевская палитра» (Самара), Международного фестиваля-конкурса «Хранители» (Москва), конкурса «Радуга профессий» Департамента федеральной государственной службы занятости; Областного конкурса «Архитектурные фантазии молодых» (Самара), городского конкурса «Творчество А.С. Пушкина в творчестве детей», "Въюговей" и многих других.

Школа декоративно-гуашевой росписи Елены Казаковой перешагнула пределы города Сызрань. Ей обучают в школах искусств, студиях, кружках многих учебных учреждений Самарской области и за ее пределами.

В  2005 году - Елена Николаевна стала ведущим педагогом нового отделения Сызранского колледжа искусств и культуры им О.Н. Носцовой «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по основному предмету  «Технология работы с материалом». Эта работа потребовала изменения и ужесточения требований для декоративно-гуашевой росписи. Заканчивая колледж,  молодые люди получали профессию педагога – художника и становились продолжателями ее дела.

И вновь эта сильная женщина создает авторскую учебную  программу.

В ней она пишет: «Роспись по дереву относится к наиболее ярким проявлениям народного творчества. Главная цель обучения, состоит в том, чтобы познакомить студента со специфической постановкой руки и глаза, с тонкостями традиций, с ритмикой построения композиции в изделии, в данном виде народного искусства.

На основе этого знания будут построены собственные законы гармонии и красоты, связанные со своеобразными закономерностями построения орнаментальных и объемных форм. Каждый может проникнуть в неповторимый мир народного творчества. В процессе изучения данного курса студенты должны научиться открывать в себе произведения народной живописи, отличающиеся высокими художественными достоинствами, что поможет изучению новых граней местного народного искусства, коей является Авторская школа Казаковой Е.Н., специализирующая на работе гуашью в технике декоративной росписи и лаковой миниатюры».

В 2009 году  прошел первый выпуск  отделения "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество". Их будущая профессия - продолжение традиций «Школы декоративно-гуашевой росписи Елены Казаковой».

Очень активный и общительный человек, Елена Николаевна всегда собирала вокруг себя учеников, единомышленников, друзей и поклонников. Она была постоянным участником методических семинаров, форумов, курсов. На них представляла авторские учебные программы среднего специального, начального профессионального и дополнительного образования, давала мастер-классы, вела открытые уроки с учениками художественной школы. Член жюри городских и межрегиональных конкурсов «Олимп Новой цивилизации», "Роза ветров - Сызрань - Транзит".

За годы работы и творчества Елена Николаевна была отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами иМосковского благотворительного фонда «Меценаты столетия», грамотами Управления культуры, информации и рекламы и Администрации г.о. Сызрани, грамотами Агентства социокультурных технологий  Министерства культуры и молодежной политики Самарской области, благодарственным письмом Московского Международного форума «Одаренные дети».  

Она Лауреат городской премии "Признание" в номинации "Живопись и прикладное творчество" 2003 года. Отмечена дипломами за педагогическую деятельность Международного фестиваля художественного творчества «Мир вокруг нас» ЮНЕСКО; за творческие успехи в области художественного образования, эстетического воспитания молодежи и активное участие во  Всероссийском художественном фестивале молодых дарований «Жигулевская палитра».

Елена Николаевна совмещала в одном лице художника и педагога. С большим успехом проходили выставки ее работ "Учитель и ученики", «В 21 век – с юмором».  Она была постоянным участником художественных выставок в городском выставочном зале, выставочном зале Городской общественной организации "Общество Рерихов", Доме Рерихов в Тольятти "Цвета России", "Золотой перезвон веков" и другие.

Ее работы - наборы матрешек "Моя малая родина" и "Казанская богоматерь" хранятся в фондах Сызранского краеведческого музея. Большое количество сувениров разошлось по всему миру, они радуют светлыми красками, яркими эмоциями, творческим совершенством исполнения.

Меняется жизнь, последователи и соавторы Елены Николаевны развивают ее программу, осваивают направления, только  заложенные в черновиках методических пособий. Развиваются, дорабатываются, адаптируется к условиям современного мира программы для 1 ступени Детской художественной школы, студий и кружков, отделений Сызранского колледжа искусств и культуры им. О.Н. Носцовой. Ее последователи – молодые художники, продолжатели традиций миниатюрной живописи. 

Человек ищущий, она стремилась изменить мир. Ее методика открыла богатство профессиональной росписи и лаковой миниатюры детям. А на нее легла ответственность за порывы детской души, их творчество. Ведь она смогла не только разработать методику, но и воплотить ее в жизнь. Ее ученики  приходили в ней домой, рисовали, советовались, делились самым сокровенным, пили чай. А глубокой ночью, когда были закончены дневные дела и спали домашние,  Елена Николаевна садилась писать, творить.

Каждая из ее работ - свойственное только ей видение мира. Внимательный зритель заметит, что всем ликам Елена рисовала свои глаза.  Прекрасные, чистые, внимательные, любящие.

Работы Елены Казаковой не могут оставить равнодушным ни одного человека, обладающего чувством прекрасного, не чуждого религиозной культуре. По сути, расписанные ею пасхальные яйца - это те же иконы. Каждое являет собой четкое, вплоть до мельчайших деталей, воспроизведение в миниатюре православных образов. Казанской иконы Божьей Матери, Владимирской, Иверской, Господа Вседержителя.

«Никогда пасхальное яичко не получится хорошим, радующим глаз»: рассказывала Елена Николаевна, - «если в его роспись не вложишь с молитвой свою душу, не почувствуешь как следует икону, изображение с которой собираешься копировать.  Для этого  надо быть православным человеком, ощущать свою принадлежность к церкви, четко представлять себе, какому религиозному событию ты посвящаешь свои  работы».

Елена была популярным и покупаемым художником-мастером, как бы ханжески это не звучало сегодня. В каждой следующей коллекции матрешек, пасхальных яиц, которые расходились, как говорят «на ура», она старалась придумать и привнести что-то новое, маленькую изюминку юмора, красоты, творчества.

В своих воспоминаниях Любовь Жорина пишет: «Сложно говорить или писать о друзьях в прошедшем времени. Когда они рядом, мы не осознаем их значимости, часто судим и обижаемся по мелочам, когда их суждения не совпадают с нашими. Ведь с ней можно было говорить на разные темы, хотя она порой не стеснялась в выражениях. За что ее некоторые недолюбливали и остерегались общения. Всегда и во всем она искала смысл – в поступках, словах. Психология была ее второй специальностью, вернее ее сущностью.

Я познакомилась с Еленой Николаевной Казаковой в Детской художественной школе г.о. Сызрань. Сначала  осторожная и несмелая в суждениях она внезапно открылась мне своим импульсивным жизнелюбием в общении с педагогами, детьми, родителями.

Ученики ее обожали и побаивались. Она очень любила людей, и в каждом находила что-то позитивное. Даже во время болезни двери ее квартиры не закрывались. Приходили ее ученики со своими проблемами: помочь в композиции, подготовиться к сдаче экзаменов, с личными проблемами.

Сколько ее помню, Лена всегда рисовала: на уроках, вместе с детьми, дома по ночам. Рисунки на ее работах получались характерные, живые, светлые. Ведь материал для своих поделок она брала из окружающей жизни».

И этот материал лег в основу книги – альбома «Методика преподавания гуашевой миниатюры», которую Елена задумала, будучи преподавателем. И когда болезнь отступала, Елена бралась за краски, писала книгу.

Собран весь материал, осталось немного – подготовить книгу к изданию. 

Но время ее пришло, ибо в этом мире жизнь человека недолга, а мы – оставшиеся на земле, будем хранить воспоминания о ней, глядя на ее лучезарные работы, вспоминая о щедрой душе».

Закончен земной путь Елены Казаковой, но она осталась в своем сыне, продолжится во внуках и в своих учениках. Ее знания, опыт новаторские идеи в педагогике продолжатся в работах ее последователей и единомышленников, коллег - педагогах. Ее душа, ее мировоззрение, радостное отношение к миру останется, как и ее сияющие глаза в ее работах.

Работы Е.Н. Казаковой